воскресенье, 17 марта 2013 г.

Книга Вальдорфский детский сад


очень интересная книга!!! пишу в раздел Монтессори, так как хочу сказать о схожести методов.


В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ, ПАРА СЛОВ ОБ АВТОРЕ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 

Стремление к истине
Рудольф Штайнер (1861–1925) – австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги "Образование ребенка"(1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; "неопережение" развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями. Основной метод – "душевная экономия". Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.
"Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека". Р. Штайнер
И О МАРИИ МОНТЕССОРИ ПАРА СЛОВ
Не мешайте ребенку
Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги "Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка" (1909), "Впитывающий разум ребенка" (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. По ее мнению, дисциплина – это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".
"Свобода – это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка". М. Монтессори
В КНИГЕ очень много статей посвящено пересечению Вальдорфской педагогики с Методом Монтессори.
ОБЩЕЕ-
1.Обе эти системы относятся к гуманистической педагогике. уважение и доверие к каждому ребенку, каждый малыш - личность с заложенным планом или тайной.
2. антропологический принцип обеих педагогик - идти нужно от потребностей ребенка, а не от каких то норм. взрослые только создают условия для самостроительства малыша.
3.в обеих педагогиках стирка, уборка, глажка и пр, становятся специальными педагогическими средствами.
4. обе педагогики придают большое значение связи детей с живой природой - работы в саду, уход за животными.
РАСХОЖДЕНИЯ-
1. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ - 
позиция Монтессори педагога-наблюдение, помощь в случае просьбы самого малыша. Ввальдорфская педагогика утверждает, что отношения между взрослым и ребенком это стержень всего развития.поэтому основная задача - создать правильное отношение, отношение любви и доверия.
2. РОЛЬ ФАНТАЗИИ В РАЗВИТИИ - ОСНОВНОЙ СПОРНЫЙ МОМЕНТ!!!
образы фантазии и сказки, по мнению Марии Монтессори, являются выражением инфантилизма ребенка, уводящего его от реального мира. А с точки зрения Вальдорфской педагогики такой реализм убивает фантазию и вредит развитию ребенка, а отсутствие сказок обЕДняют мир малыша.
3. НЕДООЦЕНКА РОЛИ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА М. Монтессори
Мария была реалисткой, ее больше увлекало решение математических задач, чем просмотр театральных постановок . и к изучению искусства у нее был реалистичный подход.
4. НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ- это ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ в педагогике Монтессори. ребенок должен работать с материалом строго по презентации. использовать материал не по назначению не разрешается!
Вальдорфская педагогика отвергает категорически такой "педагогический мусор", предпочитая ему реальные предметы быта и труда.
5. в связи с этими материалами в Монтессори педагогике ОТСУТСТВУЕТ ДЕТСКАЯ СВОБОДНАЯ ИГРА. (Я НЕ СОГЛАСНА, в группе полного дня дети довольно много играют в свои игры и много фантазируют!)
КНИГА ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, автор говорит, что Мария очень талантливый педагог, что она сделала много открытий о которых должны знать все педагоги и применять некоторые ее рекомендации на практике. 
Мне кажется, что методы очень похожи, если углубиться в изучение метода Штайнера, то становится понятно, что дети не просто постоянно играют и никак не развиваюТся в интеллектуальном плане!!! как утверждают многие, кто поверхностно знаком с методикой.
я очень люблЮ материалы Монтессори и вреда от них не вижу, да  и не обязательно использовать все по назначению...
А ВООБЩЕ, РЕБЕНОК ВСЕ РАВНО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ЕМУ НАДО, А ВЗРОСЛЫЙ БУДЕТ ПОДСТРАИВАТЬСЯ, УТВЕРЖДАЯ, ЧТО ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ)))
А УЖ ФАНТАЗИРОВАТЬ РЕБЕНКУ НИКАК НЕ ЗАПРЕТИШЬ. 
ВСЕ НАДО УМЕТЬ СОВМЕЩАТЬ. БЫВАЕТ У НАС С СЕРЕЖЕЙ ТАКОЕ НАСТРОЕНИЕ, ЧТО МЫ ЖИВЕМ В ВАЛЬДОРФСКОМ СТИЛЕ И ДАЖЕ С НАШИХ ПОЛОК ВСЕ МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ Я УБИРАЮ, А БЫВАЕТ, ЧТО ХОЧЕТСЯ ЧЕТКОСТИ И МАТЕМАТИЧНОСТИ МОНТЕССОРИ)
я многое отметила в книге, что бы рассказать вам, если кому-нибудь будет интересно, я обязательно напишу еще несколько любопытных моментов И побольше о Вальдорфской педагогике.
п.с. где купить книгу не знаю, я купила в интернет-магазине Буквоед, так как в риде и лабиринте их нет.
а почитать ее интересно даже тем, кто никакими методами не увлекается. хорошо написано о семейных взаимоотношениях и о том, что РОДИТЕЛЬ (ИЛИ ЛЮБОЙ ВЗРОСЛЫЙ) ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, А ДЕТКИ НАШИ КОПИРКИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий